ИНФОРМАЦИЯ
об успешных практиках просвещения родителей (законных представителей) в МДОУ «Детский сад № 1»
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Анализ работы с родителями свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями (законными представителями) воспитанников, а именно разработки и внедрения системы работы для активного включения родителей (законных представителей) в жизнь ДОУ. Все это позволило нам рассматривать работу с родителями (законными представителями) в качестве одной из главных проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Выстраивая взаимодействие с родителями, использовались как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, туристические походы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.
В 2024 году наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.
В соответствии с указом Президента РФ от 22.11.2023 № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи», и планом основных мероприятий по проведению в Российской Федерации года семьи, утверждённым Правительством РФ от 26.12.2023 № 21515-П45-ТГ, Приказом Управления образования администрации Ростовского МР Ярославской области от 29.01.2024 г. № 59 «О реализации проекта «Всё начинается с семьи», и приказом заведующего ДОУ Колосовой Л.С. от 14.02.2024 г. за № 82/01-18 «Об утверждении плана мероприятий, посвящённых Году семьи», была проведена большая подготовительная работа. Разработан план по работе с семьёй, в который включены мероприятия и по просветительской деятельности. План размещён на сайте МДОУ «Детский сад № 1» в разделе для Вас родители. Также была создана рабочая группа по проведению мероприятий и просветительской деятельности в Год семьи в следующем составе:
Руководитель рабочей группы: старший воспитатель Рыженкова В.А.,
Члены рабочей группы: воспитатель Разумовская С.В., Кудрявцева В.С.,
учитель – логопед Сорокина А.В.,
музыкальный руководитель Назаренко Е.В.
В дошкольном учреждении используются разнообразные современные формы работы с родителями:
Информационно-аналитические:
- анкетирование;
- опрос;
- «Почтовый ящик»;
- «Шкатулка пожеланий» – во всех возрастных группах;
Наглядно-информационные:
- родительские уголки;
- семейные и групповые альбомы;
- фотовыставки «Нет семьи дружнее», «Креативная семья», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Любимые животные нашей семьи», «Музеи нашего города» и т.п.;
- мини-библиотека;
Познавательные:
- нетрадиционные родительские собрания;
- устные журналы;
- консультации;
- совместные проекты;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- совместные экскурсии в школу, библиотеку, музей; туристические походы по краеведческой программе ДОУ «Люблю свой город всей душой»;
- дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотовыставок;
- работа с родительским комитетом, Управляющим Советом;
Досуговые:
- праздники;
- совместные досуги;
- участие родителей в конкурсах, выставках.
Интересная и многогранная работа по просветительской деятельности в течение 2024 года проходила в соответствии с приказами Министерства образования Ярославской области, Управления образования администрации Ростовского МР, МДОУ «Детский сад № 1» и др.:
- Приказ Управления образования администрации Ростовского МР Ярославской области от 29.01.2024 г. № 59 «О реализации проекта «Всё начинается с семьи», Приказ по МДОУ «Детский сад № 1» от 30.01.2024 г. № 64/01-18 «Об участии в муниципальном Проекте «Всё начинается с семьи» с целью повышения исследовательского и познавательного интереса обучающихся, создания условий для интеллектуального развития и поддержки одарённых детей и выявления творческих, инициативных педагогов и родителей.
- Приказ Управления образования администрации Ростовского МР от 12.04.2024 г. № 248 «О проведении II муниципального Семейного Форума «Благополучная семья – государственная ценность», Приказ по МДОУ «Детский сад № 1» от 16.04.2024 г. № 201/01-18. На Форуме 18.04.2024 г. присутствовали представители всех возрастных групп: 8 семей и 3 педагога ДОУ.
- Письмо Государственного образовательного учреждения Ярославской области «Центр помощи детям» от 14.05.2024 г. № Б/Н «О проведении Всероссийской Недели родительской компетентности», Приказ по МДОУ «Детский сад № 1» от 18.09.2024 г. № 437/01-18 «Об участии во Всероссийской Неделе родительской компетентности» в рамках реализации мероприятия по оказанию услуг психолого – педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей и педагогов федерального проекта «Образование» в онлайн – формате в период с 16 по 22 сентября 2024 г. с целью пропаганды позитивного и ответственного родительства, значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно -нравственных традиций семейных отношений.
- Приказ Управления образования администрации Ростовского МР ЯО от 13.09.2024 г. № 499 «О проведении муниципального конкурса «Семья года», посвящённого Году семьи для дошкольных образовательных учреждений», с целью укрепления института семьи, повышения её социального статуса, выявления и распространения лучшего опыта воспитания детей в семье, Приказ по МДОУ «Детский сад № 1» от 17.09.2024 г. № 431/01-18 «Об участии в муниципальном конкурсе «Семья года», посвящённого Году семьи. Семья Егоровых, участвующих в конкурсе награждена Дипломом Призёра среди дошкольных образовательных учреждений Ростовского МР Ярославской области.
- Информационное письмо ФГБНУ «Института развития, здоровья и адаптации ребёнка (ИРЗАР) при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации от 18.11.2024 г. № 525 «О проведении Всероссийской конференции по просвещению родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов в субъектах РФ», Приказ по МДОУ «Детский сад № 1» от 18.11.2024 г. № 537/01-18 «Об участии во Всероссийской конференции по просвещению родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов в субъектах РФ», приуроченная к проведению в России Года семьи, с целью укрепления единого образовательного пространства дошкольного образования и семьи в МДОУ «Детский сад № 1», формирования позиции осознанного и ответственного родительства в современных реалиях 29 ноября 2024 года в заочном формате по следующим направлениям работы:
- Семья в контексте устойчивого развития: поддержка здоровья и благополучия семей с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Воспитательный потенциал современной семьи: традиционные российские духовно - нравственные ценности, ответственное и осознанное родительство, феномен многодетности.
- Региональный опыт разработки и внедрения программы просвещения родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов (далее – Программы) в образовательную практику.
- Психолого – педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
- Приказ по МДОУ «Детский сад № 1» от 02.12.2024 г. № 574/01-18 «Об участии во Всероссийской неделе родительской компетентности» в соответствии с письмом Автономной некоммерческой организации Центр развития онлайн образования г. Москва от 25.11.2024 г. № 2511/24-29 «Об участии во Всероссийской недели родительской компетентности», с целью пропаганды позитивного и ответственного родительства, значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно – нравственных традиций семейных отношений в период с 2 по 8 декабря 2024 г. В рамках реализации Всероссийской недели были проведены открытые лекции, семинары, консультации и мастер – классы по следующим вопросам:
- по оказанию услуг психолого – педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, федерального проекта «Современная школа национального проекта «Образование»;
- по вопросам развития, обучения и воспитания профессионального самоопределения и социализации детей, возможных трудностей и кризисных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться семьям.
Как видно из данной информации работа с родителями очень разнообразна и многогранна.
- «почтовый ящик» одна из форм информационно - аналитической работы, который находится в вестибюле, куда родители могут помещать записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующему или старшему воспитателю, замечаниями, просьбами, советами, рекомендациями. Заданные вопросы рассматриваются на родительских собраниях, и освещаются специалистами письменно в родительских уголках, родительских чатах.
- «шкатулка пожеланий» предлагается родителям в начале учебного года (на первом родительском собрании) написать на бумаге пожелание, какие качества они хотели бы воспитать в своём ребёнке? Чего, по их мнению, не хватает ребёнку? Что хотелось бы изменить в работе дошкольного учреждения на данный учебный год. Итоги подводим в конце учебного года.
- родительское собрание одна из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьёй. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчётов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно, но вот нетрадиционный подход к проведению родительских собраний даёт возможность не только повысить посещаемость, но и привлечь родителей к сотрудничеству, установив с ними партнёрские отношения. Собственными изысканиями и опираясь на интересный опыт работы других педагогов, мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения этого мероприятия. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок, вечеров откровения и т.д.
Используем видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, развлечений. Для того, чтобы заинтересовать родителей проблемой, привлечь их, в качестве информационного оповещения о собрании изготавливаем приглашение - афишу с планом работы, индивидуальные пригласительные билеты в оформлении которых принимают участие дети.
- Использование досуговой формы работы. Проведение совместных праздников, развлечений, театральных представлений, спортивных мероприятий. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества.
- Часто используем такую форму работы как акция: «Подари книгу детям». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Или создание мини – музея в ДОУ. Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и изготовлять и дарить их – это большой труд, воспитание души.
Или, например, акция «Чистый дворик» – её название объясняется тем, что родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.
- Ежегодно в детском саду проходит муниципальный смотр - конкурс «Наш любимый дошкольный двор» В конкурсе принимают участие родители, педагоги, дети. Дошкольное учреждение систематически занимает призовые места по итогам этого мероприятия, а в 2024 году мы участвовали и в Областном этапе конкурса, где были награждены Специальным Дипломом за творческий подход к оформлению территории образовательной организации. (Ярославль 2024 приказ от 21.02.2024 № 17-01/102).
Ещё один вид совместной работы – участие в сезонных конкурсах поделок, где участвуют также родители вместе с детьми, что очень ценно. После конкурса на собрании мы отмечаем грамотами все семьи, принявшие в нём участие.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях» писал Ф. Ларошфуко, это актуально всегда и везде. Мы не забываем хвалить наших родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители это ценят.
На наш взгляд, одной из эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей, по вовлечению их в образовательный процесс, является проектная деятельность. Проектная деятельность — это совместная деятельность детей, педагогов и родителей, направленная на полноценное и гармоничное развитие детей. В процессе реализации детско - родительских проектов родители из «зрителей» становятся активными участниками воспитательно - образовательного процесса, ощущая себя более компетентными в воспитании детей. На базе нашего дошкольного учреждения были реализованы проекты разной направленности — экологические, познавательно - творческие, нравственно - патриотические и др. В детском саду большое внимание уделяется формированию экологических представлений у дошкольников о растительном и животном мире, историческими и настоящими событиями родного края. В связи с этим были реализованы проекты «В стране Насекомии», «Дикие животные наших лесов», «К нам весною прилетели пернатые соседи!», «Зимующие птицы — наши друзья!», «Деревья нашего края», «Лечебные травы», «Родной край и его жители», «Их именами названы улицы нашего города», «Меценаты нашего города» и другие. В 2024 году мы взяли долгосрочный проект «Мы – туристы». В рамках проекта родители воспитанников приняли активное участие в изготовлении дидактических игр, приобретении туристического снаряжения, участия в совместных туристических походах по историческим местам нашего старинного города Ростова Великого.
Активное включение воспитанников и их родителей в создание тех или иных проектов даёт возможность осваивать новое, не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем пригодятся, а на том, что остро необходимо ребёнку, родителю сегодня, в проблемах реальной жизни. Использование совместных проектов самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма взаимодействия родителей, педагогов, воспитанников, дающая реальные положительные результаты.
В современных условиях есть замечательный активный и гибкий способ информирования родителей и вовлечения их в жизнь группы – это социальные сети. Через них мы сообщаем родителям информацию о ежедневных успехах их ребёнка, делаем объявления, проводим конкурсы и выставки, рекомендуем обучающие сайты, делимся собственными педагогическими взглядами, обобщаем свой опыт, который полезен и родителям.
В настоящее время официальный сайт ДОУ, Интернет – платформы, а также групповые чаты являются основным источником ежедневной информации о жизни детей и работе педагогического коллектива, на его страницах размещены многочисленные материалы, позволяющие познакомится с образовательным процессом, группами, педагогами. Посредством Интернета родители оперативно информируются о важных событиях из жизни детского сада, планируемых и состоявшихся мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях, о достижениях воспитанников и педагогов. Все это даёт возможность родителям не только получить информацию об учреждении, которое посещает ребёнок, но и почувствовать себя полноценными участниками образовательного процесса, формирует интерес к работе детского сада и стремление к сотрудничеству с педагогическим коллективом.
Почти все родители в силу своих возможностей оказывают помощь в развитии материально-технической базы, предметно – пространственной среды своей группы, участвуют в субботниках.
Результатом такой работы стало позитивное отношение родителей к деятельности ДОУ (информация на сайте ДОУ и в Книге обращений), рост числа родителей активно принимающих участие в совместных мероприятиях, рост творческой активности в ходе проведения тематических конкурсов ДОУ и города.
Использование разнообразных форм работы дало положительные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения и сотрудничества.
Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, не полноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия, просветительской деятельности среди родителей о пользе совместной работы с детьми по воспитанию и развитию детей, позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями (законными представителями) воспитанников.
Об этом говорят наши совместные достижения и успехи. Вот некоторые из них, которыми хочется поделиться: