Страница обновлена 15.11.2023

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1" город Ростов, Ярославской области

Страница обновлена 15.11.2023
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1" город Ростов, Ярославской области

Логопедические рассказы и сказки

(для детей с ОНР. I уровень речевого развития)

                   

Цель: формировать у ребенка речевое подражание.

Любопытный Федя

Жил да был щенок-«ав-ав». Звали его Федя. Пошёл щенок погулять во двор-«топ-топ». А на дворе гуляли куры-«ко-ко-ко». Щенку было интересно узнать, как куры разговаривают и он подошёл к ним поближе. Куры говорили: «Ко-ко-ко». (Как говорили куры?). Щенок пошёл дальше и увидел гусей. Гуси гоготали: «Га-га-га». (Как гоготали гуси?). На лужайке паслась корова. Она увидела щенка и замычала: «Му-у-у!». (Как замычала корова?). Неподалёку паслась лошадка. Лошадка ржала: «И-го-го!». (Как ржала лошадка?). Щенку понравилось, как ржёт лошадка. Он тоже попробовал сказать: «И-го-го!», но у него не получилось. А у тебя получилось?

Как Маша собиралась гулять

Наступила осень. На улице похолодало. Листья на деревьях пожелтели. Идёт дождик: кап-кап. (Как капает дождик?). Маша пошла погулять. Мама спрашивает Машу: «Маша, дать тебе зонтик?». Маша отвечает маме: «Дай». (Что отвечает Маша?). Мама спрашивает Машу: «Дать тебе плащ?». Маша отвечает: «Дай». (Что отвечает Маша?). Мама говорит Маше: «На сапоги». (Что говорит мама?). Маша отвечает: «Дай». (Что отвечает Маша?). Мама говорит: «Вот теперь иди». (Что говорит мама?). Маша отвечает: «Да» (Что отвечает Маша?).

Лисья семейка

В лесу в норе под елкой жила лиса Даша. (Кто жил в норе? Как звали лису?). Утром Маша вставала и делала зарядку: ух-ух, эх-эх. (Как Даша делала зарядку?). Потом она умывалась и завтракала: ам-ам, ам-ам. (Как завтракала лиса?). Папа любил мастерить и стучал молотком: тук-тук. (Кто мастерил? Как папа стучал?). Мама варила кашу и суп. Суп кипел: буль-буль. (Кто варил суп? Как кипел суп?).  Тётя пела: ля-ля, ля-ля. (Кто пел? Как пела тётя?). Деда качался в кресле-качалке: кач-кач, кач-кач. (Кто качался? Как деда качался?). Даша любила бегать: топ-топ, топ-топ (Как Даша бегала?); играть на барабане: бум-бум, бум-бум (Как Даша играла на барабане?), дудеть на дудочке: ду-ду, ду-ду (Как Даша дудела?). Вечером лиса купалась в ванне: куп-куп, и ложилась спать (Как купалась лиса?). Мама говорила Даше: бай-бай (Что говорила мама на ночь?).

         

Цель: развитие импрессивной и экспрессивной речи на звукоподражании и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания.

Наша семья

У нас семья. У нас дом. Мы живём в доме. Вот папа Коля. Папа работает. Это мама Вика. Мама моет. Там баба Люба. Баба сидит. Тут деда Миша. Деда идёт. Вот киса Муся. Муся лежит. А вот собака Ава. Собака бежит.

Мы гуляем и играем

Таня пошла гулять. (Кто пошёл гулять?). Вышла Таня на улицу, а детей нет. Стало ей скучно. Стала Таня звать Вову. (Кого стала звать Таня?). Вова, Вова, иди! (Как звала Таня Вову?). Пришёл Вова. (Кто пришёл?). Я иду, крикнул Вова из окна. (Что крикнул Вова?). Скоро Вова пришёл и сказал: я тут! (Что сказал Вова?). Вместе играть веселее.

Как Ава с кисой играли в прятки

Киса Муся и собака Ава любили играть в прятки. (Кто любил играть в прятки?). Муся спрячется и кричит Аве: ищи! (Кто прячется? Что кричит киса?). Ава отвечает: я иду искать! я ищу! (Что отвечает Ава?). Ава увидит, где спряталась киса и кричит: я нашла! (Что кричит Ава?). Потом прячется Ава. (Кто прячется?). Так Ава и Муся играют. (Что делают Ава с Мусей?).

Считалочка

Я, ты, мы, вы,

Он, она, оно, они

Мы смеёмся, мы считаем,

Мы играем, водишь ты!

Что Нина делать умела

Жила-была девочка Нина. (Как звали девочку?). Нина маленькая, но уже многое умеет делать. Есть у Нины глаза, уши, руки, пальцы, ноги. Глаза видят. (Что дают глаза?). Уши слышат. (Что делают уши?). Руки играют, несут. (Что делают уши?). Пальцы пишут, рисуют. (Что делают пальцы?). Ноги идут, бегут, стоят. (Что делают ноги?).

Зимушка-зима

Наступила зима.  (Какое время года наступило?). Мороз. Снег идёт. Всё бело. На ёлках – белые шубы. (Что на ёлках?). На домах – белые шапки. (Что на домах?). Митя надел шубу, шапку, шарфик, шапку, варежки и валенки. (Что надел Митя?). Дети рады. (Кто рад?). Они лепят снеговика, катаются с горы. Скоро Новый год! Будет ёлка. Будет весело!

Как Лена маме помогала

У мамы есть дочка. (Кто есть у мамы?). Дочку зовут Лена. (Как зовут дочку?). Лена помогает маме. (Что делает Маша?). Она моет посуду, поливает цветы, ходит в магазин. (Что моет Лена? Что поливает Лена? Куда ходит Лена?). В магазине Лена покупает хлеб, молоко, сахар, чай, сметану, масло. (Что покупает Лена в магазине?). А ты помогаешь маме? Что ты делаешь дома?

Жадный ёжик

Жил в лесу ёжик. (Где жил ёжик?). Ёжика звали Петя. (Как звали ёжика?). Ёжик Петя был жадным. (Каким был ёжик Петя?). Зайку Кузю не угостил яблоком, мишке Паше не разрешил поиграть своим мячом, а белке Юле не дал посмотреть книжку. (Как звали зайку? мишку? белку? Что пожалел ёжик Петя для зайки? мишки? белки?). Обиделся на ёжика зайка Кузя. (Кто обиделся на ёжика?). Не стал играть с ёжиком мишка Паша. (Кто не стал играть с ёжиком?). Отвернулась от ёжика белка Юля. (Кто отвернулся от ёжика?). Почему зверята не стали играть с ёжиком?

Какой компот вкуснее?

Витя и Саша стали спорить, какой компот вкуснее? (Кто стал спорить?). Витя сказал: «Малина самая вкусная ягода, значит малиновый компот вкуснее!». (Какая ягода самая вкусная, по мнению Вити? Какой компот вкуснее?). Саша сказал: «Вишня самая вкусная ягода, значит вишнёвый компот вкуснее!». (Какая ягода самая вкусная, по мнению Саши? Какой компот вкуснее?). Пришла сестра Вити и Саши. (Кто пришёл?). Сестра принесла сливовый компот. (Какой компот принесла сестра?). Она спросила: «Так какой компот самый вкусный?». Витя и Саша вместе ответили: «Сливовый!». (Что ответили мальчики?).

Я сама

Мама всегда помогала Кате одеваться. (Кому помогала мама? Что помогала мама делать Кате?). Но в этот день Катя первый раз должна была пойти в школу. (Куда должна была пойти Катя?). Она сказала маме: «Я уже большая. Теперь я буду одеваться сама». (Что сказала Катя маме?). Катя сама надела колготки, юбку, кофту, туфли. (Что надела Катя?). Катя сказала маме: «Я сама оделась!». (Ч то сказала Катя маме?).

Как белка Люба пошла в школу

Наступила осень. (Какое время года наступило?). Пора идти в школу. (Куда пора идти?). Мама-белка сказала дочке Любе: «Люба, тебе пора в школу!». (Что сказала мама-белка?). Люба спросила маму: «А зачем мне идти в школу?». (Что спросила Люба у мамы?). Мама ответила дочке: «Учиться читать, писать и считать». (Что будет делать Люба в школе?). Люба сказала: «Я хочу научиться читать, писать и считать!». (Чему хотела научиться Люба в школе?). Люба взяла портфель и пошла в школу. (Что взяла Люба? Куда она пошла?).

На уроке в лесной школе

Звенит звонок. (Что звенит?). В лесной школе начинается урок. (Что начинается в лесной школе?). Ученики садятся за парты. (Кто садится за парты?). Зайка открывает учебник. (Что открывает зайка?). Мишка открывает тетрадь. (Что открывает мишка?). Белка открывает дневник. (Что открывает белка?). Ёжик берёт ручку. (Что берёт ёжик?). Лисичка берёт карандаши и альбом. (Что берёт лисичка?). Учитель – ворон сказал: «Тихо, дети, начинаем урок!». (Что сказал ворон? Кем был ворон?). Как надо вести себя на уроке?

 «Сказка о весёлом язычке»

(Практический материал для домашних занятий)

Артикуляционная сказка «Зоопарк»

            Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.

            Вот пришёл Язычок в зоопарк, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был…бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Описание упражнения «Бегемот» – открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

О. Перова

            Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были…Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

            Описание упражнения «Лягушка» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

М. Синицына

            Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Это же …слон! Давай покажем, какой у слона хобот!

            Описание упражнения «Слон» - сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять», вернуть в исходное положение.

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

М. Синицына

            Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это…змея. Давай избразим змею!

            Описание упражнения «Змея» - улыбнуться, открыть рот;высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

М. Синицына

            Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

            Описание упражнения «Лошадка» - улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Скачет по полю лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Не сиди на ней молчком,

Громко щёлкай язычком!

М. Синицына

            Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.

            Описание упражнения «Расчёска» - улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд – назад, как бы «причёсывать» его.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне причёска.

А зовут меня…(расчёска)

М. Синицына

            Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать, который час. Покажи, как работают часики!

            Описание упражнения «Часики» - улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

Тик-так, тик-так.

Язычок качался в такт,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

М. Синицына

            Узнал Язычок, который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надумать, но некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

            Описание упражнения «Шарики» - надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

«До свидания, зоопарк» – сказал Язычок и пошёл домой.

            Ты помнишь, как вместе с Язычком ходил в зоопарк? Кого Язычок увидел сначала? А потом? Ты помнишь, кого раньше увидел Язычок: змею или лошадку? А кого Язычок увидел позже: лягушек или бегемотика?

            А теперь попробуй рассказать и изобразить, кого видел и что делал Язычок в зоопарке.

Следить, чтобы ребёнок все упражнения выполнял правильно и чётко.

 

 

 

(подготовлено на основе книги Е.М.Косиновой «Уроки логопеда. Игры для развитие речи»)

Игры на звукоподражание

                    saved/image_129.png  saved/image_130.png  saved/image_131.png  saved/image_132.png  saved/image_133.png  saved/image_134.pngsaved/image_135.pngsaved/image_136.pngsaved/image_137.pngsaved/image_138.pngsaved/image_139.pngsaved/image_140.pngsaved/image_141.pngsaved/image_142.pngsaved/image_143.pngsaved/image_144.pngsaved/image_145.pngsaved/image_146.pngsaved/image_147.pngsaved/image_148.pngsaved/image_149.png 

 

saved/image_150.pngsaved/image_151.pngsaved/image_152.pngsaved/image_153.pngsaved/image_154.pngsaved/image_155.pngsaved/image_156.pngsaved/image_157.pngsaved/image_158.pngsaved/image_159.pngsaved/image_160.pngsaved/image_161.pngsaved/image_162.pngsaved/image_163.pngsaved/image_164.pngsaved/image_165.pngsaved/image_166.pngsaved/image_167.pngsaved/image_168.pngsaved/image_169.pngsaved/image_170.pngsaved/image_171.pngsaved/image_172.pngsaved/image_173.pngsaved/image_174.pngsaved/image_175.pngмsaved/image_176.pngsaved/image_177.pngsaved/image_178.pngsaved/image_179.png 

 

Дидактическая игра «Один-много»

Цель: развивать умение образовывать существительные множественного числа; обогащать словарный запас детей.

Описание: Детям (ребенку) предлагаются карточки с изображением одного и несколько, н-р., животных.  Ребенок проговаривает : слева – жираф,  справа -жирафы и т.д.

В другом варианте: карточки можно расстричь. Ребенок называет сам или с помощью взрослого изображение, ищет подходящую картину, при этом образуя мн. число.

saved/image_180_w300_h523.png saved/image_182_w300_h523.pngsaved/image_181_w300_h522.pngsaved/image_183_w300_h522.pngsaved/image_184_w300_h523.pngsaved/image_185_w300_h522.png

 saved/image_186.pngsaved/image_187.pngsaved/image_188.pngsaved/image_189.pngsaved/image_190.pngsaved/image_191.pngsaved/image_192.png 

 

saved/image_193.pngsaved/image_194.pngsaved/image_195.pngsaved/image_196.pngsaved/image_197.pngsaved/image_198.pngsaved/image_199.pngsaved/image_200.pngsaved/image_201.pngsaved/image_202.pngsaved/image_203.pngsaved/image_204.pngsaved/image_205.pngsaved/image_206.pngsaved/image_207.pngsaved/image_207.pngsaved/image_208.pngsaved/image_209.pngsaved/image_210.pngsaved/image_211.pngsaved/image_212.pngsaved/image_213.png 

 

Обследование понимания речи

Понимание речи включает в себя:

  • восприятие фонем
  • узнавание слов
  • понимание значения слов
  • понимание значений между словами
  • понимание фраз
  • понимание смысла обращенной речи

Недостаточность понимания речи приводит к недоразвитию активной речи. Чем ниже уровень речевого развития, тем легче обследовать уровень импрессивной  и экспрессивной речи . С другой стороны, чем выше уровень развития устной речи, тем больше понадобится  специальных приемов для выявления недостатков понимания речи. Выбор методов и методик для обследования  понимания речи зависит от предполагаемого уровня речевого развития и уровней понимания речи (нулевой, ситуативный, номинативный, предикативный, расчлененный). Если у ребенка активная самостоятельная речь и имеются лишь недостатки связной речи , произносительной стороны речи, то выявлять понимание у него инструкций типа «помаши маме ручкой» – нецелесообразно, в то время как это совершенно необходимо при обследовании понимания речи у безречевых детей. Вниманию предлагается вариант выявления номинативного и предикативного уровня понимания речи. 

saved/image_215_w300_h450.png saved/image_214_w300_h455.png saved/image_216_w300_h464.png saved/image_217_w300_h462.png saved/image_218_w300_h480.png saved/image_219_w300_h456.png saved/image_220_w300_h452.png saved/image_221_w300_h469.png saved/image_222_w300_h455.png 

saved/image_224.png saved/image_225.png saved/image_226.png saved/image_227.png saved/image_228.png saved/image_229.png saved/image_230.png saved/image_231.png saved/image_232.png saved/image_233.png saved/image_234.png saved/image_235.png saved/image_236.png saved/image_237.png saved/image_238.pngsaved/image_239.png saved/image_240.png saved/image_241.png saved/image_242.png saved/image_243.png saved/image_244.png saved/image_245.png saved/image_246.png saved/image_247.png saved/image_248.png saved/image_249.png saved/image_250.png 

saved/image_251.png saved/image_252.png saved/image_253.png saved/image_254.png saved/image_255.png saved/image_256.png saved/image_257.png 

saved/image_258.png saved/image_259.png saved/image_260.png saved/image_261.png saved/image_262.png saved/image_263.png saved/image_264.png saved/image_265.png saved/image_266.png saved/image_267.png saved/image_268.png saved/image_269.png saved/image_270.png saved/image_271.png saved/image_272.png saved/image_273.png saved/image_274.png saved/image_275.png saved/image_276.png saved/image_277.png saved/image_278.png saved/image_279.png saved/image_280.png saved/image_281.png saved/image_282.pngsaved/image_283.png saved/image_284.png 

saved/image_285_w220_h294.png saved/image_286_w220_h294.png saved/image_287_w220_h294.png saved/image_288_w220_h294.png saved/image_289_w220_h294.png saved/image_291_w220_h294.png saved/image_292_w220_h294.png saved/image_293_w220_h294.png saved/image_294_w220_h294.png saved/image_295_w220_h294.png saved/image_296_w220_h294.png saved/image_297_w220_h294.png saved/image_298_w220_h294.png saved/image_299_w220_h294.png saved/image_300_w220_h294.png saved/image_301_w220_h294.png 

saved/image_302.png saved/image_303.png saved/image_304.png saved/image_305.png saved/image_306.png saved/image_307.png saved/image_308.png saved/image_309.png saved/image_310.png saved/image_311.png saved/image_312.png saved/image_313.png saved/image_314.png