Страница обновлена 22.10.2020

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1" город Ростов Великий Ярославской области

Страница обновлена 22.10.2020
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1" город Ростов Великий Ярославской области

Форма организации обучения – это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Формы отличаются:

  • по количественному составу участников;
  • характеру взаимодействия между ними;
  • способам деятельности;
  • месту проведения.

В нашем детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного воспитания, развития и обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.  Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе развития и обучения.

Фронтальная       форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.   При этом содержании  обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность: как познавательно-речевого характера, так художественно – продуктивного.  Достоинствами этой формы обучения  являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.

Основной формой организации развития и  обучения в нашем дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ и рекомендациями ФГОС. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре и др.

 При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части.

Первая часть  – введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

Вторая часть – самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

Третья часть – анализ выполнения задания и его оценка.

Требования к организации непосредственно образовательной деятельности

Гигиенические требования:

  • непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
  • ­воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка;
  • ­не допускает  переутомления детей на занятиях;
  •  предусматривает  чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

Дидактические требования:

  • ­точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
  • ­творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;
  • ­определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
  • ­выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
  • ­обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
  • использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами, сюжетно-дидактические и игры-инсценировки, словесные и игровые приемы, дидактический материал;
  • ­систематически осуществлять контроль за качеством усвоения детьми познавательного материала  (знаний, умений и навыков).

Организационные требования

  • иметь в наличие продуманный план проведения НОД;
  • четко определить цель и дидактические задачи НОД;
  • грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
  • поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.
  • проводить НОД в игровой форме, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
  • НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям, а должна  организовываться  как  запланированная  НОД в утреннее и вечернее время в игровой форме, в режимных моментах, в игровой и творческой деятельности детей.
  • НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности.).
  •  при организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.

В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.

Классификация занятий в ДОУ (по С.А. Козловой)

Дидактическая задача

1.      Занятия усвоения новых знаний, умений;

2.      Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;

3.      Занятия творческого применения знаний и умений;

4.      Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.

Содержание знаний (раздел обучения) 

1.      Классические занятия по разделам обучения;

2.   Интегрированные (включающие содержание  из нескольких разделов обучения).

Формы организации обучения в повседневной жизни.

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

  • прогулка, которая состоит из:

  - наблюдений за природой, окружающей жизнью;

  - подвижных игр;

  – труда в природе и на участке;

   – самостоятельной игровой деятельности;

  • экскурсии;
  • игры:

- сюжетно-ролевые;

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- спортивные игры;

  • дежурство детей по столовой, на занятиях
  • труд:

- коллективный;

- хозяйственно-бытовой;

- труд в уголке природы;

- художественный труд;

  • развлечения, праздники;
  • экспериментирование;
  • проектная деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • показ кукольного театра;
  • вечера-досуги;

В ДОУ –  выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

  • предметно-игровая,
  • трудовая,
  • спортивная,
  • продуктивная,
  • общение,
  • сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

Методы и приемы организации обучения

В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.

Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Сравнивая урок в школе и занятие в ДОУ, можно выделить следующие признаки сходства:

1.  Одна и та же сущность: управление познавательной деятельностью детей, вооружение их знаниями и умениями и одновременное  всестороннее воспитание. Обучение и в школе, и в ДОУ ведется по программам.

2  Четкая и строгая организация: всегда в одно и то же время, четкое расписание, обязательность обучения для каждого ребенка, коллективная и индивидуальная  работа педагога со всеми детьми над одним и тем же материалом.

Наряду с таким сходством со школьным обучением, дошкольное обучение имеет свои особенности:

ШКОЛА

ДОУ

Содержание обучения

В школе идет предметное обучение, ученики овладевают основами наук, знания даются в строгой научной логике.

В содержание школьного обучения входит также вооружение учащихся довольно сложными практическими умениями умственного труда: решение математических задач, написание сочинений, диктантов, составление схем, работа с книгой (чтение, конспектирование, цитирование).

 Содержание обучения в ДОУ  проще. Обучение ведется по  разделам программы. Детям  сообщаются элементарные,  доступные их пониманию  знания. Усваивая эти разделы  обучения, дети  подготавливаются к усвоению  учебных предметов в школе.

Форма организации

а) по длительности:

4 – 6 уроков по 40 мин.

б) по структуре:

- организационный момент;

- проверка и оценка домашнего задания;

- сообщение нового материала или фронтальная проверка знаний (контрольная работа);

- закрепление изученного;

- задание на дом

а) по длительности:

2 – 3 занятия в день длительностью от 15 до 30 мин.

б) по структуре:

- организационный момент;

- начало занятия (установки к ходу занятия);

- ход занятия;

оценка деятельности детей, подведение итогов (конец занятия).

  Нет оценки знаний по 5-балльной системе, оценка только словесная, нет домашних заданий, нет контрольных работ.

Применяемые методы и приемы

В школе преобладают словесные и практические методы в сочетании с наглядными и игровыми.

 В ДОУ преобладают наглядные и  игровые методы в сочетании со  словесными. Например, Е.И.  Тихеева  считала, что строить  процесс обучения детей в  детском саду следует, опираясь  на наглядность в обучении.  Утверждала, что при этом  специальная организация среды  способствует расширению и  углублению представлений  детей.

 

Классическое занятие в ДОУ имеют следующие особенности:

Структура классического занятия

Структурный компонент

Содержание

Начало занятия

    Предполагает организацию детей:

    Переключение внимания детей на    предстоящую деятельность, стимуляция интереса    к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

Ход (процесс) занятия

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

 В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Окончание занятия

 Посвящается подведению итогов и оценке  результатов учебной деятельности. В младшей  группе педагог хвалит за усердие, желание  выполнить работу, активизирует положительные  эмоции. В средней группе он  дифференцированно подходит к оценке  результатов деятельности детей. В старшей и  подготовительной к школе группах к оценке и  самооценке результатов привлекаются дети.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть разной. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.