
Основная образовательная программа дошкольного образования
МДОУ "Детский сад № 1" (.p df)
(Приложение 7 и Приложенипе 9 к образовательной программе)
Вариативная часть ООП ДО МДОУ «Детский сад № 1»
Основная образовательная программа дошкольного образования
Образовательная программа – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Основная образовательная программа дошкольного образования детей от 1,5 до 7 лет, обеспечивает достижение воспитанниками физической и психологической готовности и является документом, который дошкольное образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует в своей работе.
Программа, ориентирована на общечеловеческие, гуманистические ценности и предусматривает также наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей.
Образовательная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и с учетом проекта примерной образовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, а также с учетом комплексной программы воспитания и развития дошкольников, представленной в пособиях и методических рекомендациях, одобренных Министерством образования и науки РФ «Детский сад – 2100», разработанной коллективом педагогов под руководством А.А.Леонтьева.
При разработке образовательной программы учитывались следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Цель образовательной программы – повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; позитивная социализация и разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Содержание образовательной программы представлено по пяти образовательным областям заданным ФГОС ДО: физическое развитие, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Главная задача – охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и развитие детей, а в подготовительной к школе группе развитие мотивационной учебной деятельности у детей к продолжению желания познаний в школе.
Программа предусматривает организацию жизни детей в каждой возрастной группе, режим дня в детском саду и дома. Строится по видам деятельности детей. Имеет чёткую структуру и регламентированное содержание, направленное на формирование у детей определённых познаний, навыков и умений.
Эти цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, художественной, двигательной, трудовой.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье и эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- креативность (творческая организация) процесса воспитания, развития и обучения;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- обеспечение развития ребёнка в процессе воспитания и обучения;
- координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
- обеспечение участия семьи в жизни группы детского сада и дошкольного учреждения в целом;
- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающие умственные и физические перегрузки в содержании образования ребёнка дошкольника.
Базисный учебный план МДОУ, прописанный в программе, является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение НОД. В плане запланировано распределение количества занятий, дающее возможность использовать модульный подход строить учебный план на принципах дифференциации вариативности и интеграции образовательных областей.
В структуре основной образовательной программы выделяются инвариантная часть (обязательная) и вариативная (модульная) часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части программы. Вариантная часть формируется образовательным учреждением с учётом видовой принадлежности учреждения, наличием приоритетных направлений его деятельности, в нашем случае (познавательно-речевое). Инвариантная часть реализуется через обязательные занятия, вариативная – через факультативные занятия по выбору ДОУ (индивидуальные, кружковые, через взаимодействие с социумом).
В плане устанавливается соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной частью, формируемой образовательным учреждением:
- инвариантная (обязательная) часть составляет 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программ дошкольного образования, парциальных дополнительных программ. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы дошкольного образования", инвариантная (обязательная) часть обеспечивает результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования.
- Вариативная часть (не более 40 % ) от общего нормативного времени. Эта часть плана, формируемая образовательным учреждением, обеспечивает вариативность образования, отражает специфику ДОУ. Позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Каждое дошкольное учреждение, отличается от другого своей сложившейся системой образования и воспитания, выбором своей базовой и парциальных программ, а именно индивидуальной работой по тому или иному направлению, как требуют от дошкольных учреждений ФГОС ДО.
Дошкольный возраст – важный период становления личности ребенка, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представлений о человеке, обществе, культуре.
В нашей программе задачам патриотического воспитания, приобщения детей к культурно-историческому наследию малой Родины отведено значительное место в разделе регионального компонента, предназначение которого – защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей.
Развитие детей в данном направлении необходимо построить на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы Ростовского края, как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитывать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. Любой край, поселок, деревня неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурно – историческим ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Через региональный компонент педагоги имеют возможность раскрыть детям дух родной культуры. Через знакомство с историей, народными традициями и промыслами, старинными обычаями Ростовского края и свершёнными подвигами знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.
Для реализации регионального компонента, коллективом педагогов была разработана и осваивается дополнительная программ «Люблю свой город всей душой» для всех возрастных групп.
Срок реализации программы 4 года. Наше дошкольное учреждение работает по этой программе 5 лет и имеет положительные результаты.
Приступая к разработке по программе, мы воспользовались рекомендациями автора программы «Наследие» Новицкой Марины Юрьевны. Она пишет: «Приступая к реализации программы, надо ясно себе представить, что она будет успешна только тогда, когда в этом участвуют все: и педагогический коллектив, и технический персонал, и дети, и их родители.
Пояснительная записка
Программа краеведческой направленности способствует познавательному и социально – коммуникативному развитию детей четырёх возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной к школе.
Данная программа базируется на следующих парциальных программах:
1. «Наследие» Патриотическое воспитание в детском саду М.Ю. Новицкая
2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
(авторы: О.Л. Князева, М.Д. Маханева)
3. Образовательная программа «Детский сад – 2100», по которой работает ДОУ.
Программа направлена на приобщение ребёнка к природным, культурным, социальным и историческим ценностям родного города. Решение поставленных задач осуществляется педагогами, как в учебной, так и в свободной деятельности, т.е. через внутреннюю и внешнюю интеграцию. Внешняя интеграция рассматривается в тесном сотрудничестве детского сада и социума. При этом в работе с детьми используются такие формы работы, как экскурсии, беседы в музее, совместные мероприятия и праздники, конкурсы, сотрудничество с библиотекой, школой и др. Это взаимодействие способствует реализации индивидуальности дошкольников, формированию творческого отношения к окружающему миру и социализации.
Актуальность программы обусловлена повышением общей и коммуникативной культуры дошкольников, развитием речи, повышением качества формирования представлений у детей о родном городе. Программа способствует формированию личности ребёнка, его гражданственности, социальной адаптации к условиям окружающего мира.
Отличительной особенностью данной программы является организация образовательного процесса. По многим программам дети усваивают знания на запланированной образовательной деятельности, а потом применяют их в свободной деятельности. Данная программа предполагает: приобретение знаний детьми в свободной деятельности (на экскурсиях по историческим местам родного города, в музее, в библиотеке, при ознакомлении с художественной литературой), а закрепляются полученные знания на запланированной совместной деятельности по развитию речи, продуктивных занятиях по аппликации, лепке, рисованию, музыкальных праздниках и развлечениях, в игровой и свободной деятельности).
Реализация программы предполагает тесный контакт с семьёй воспитанника. С участием родителей проводятся:
- выставки совместных рисунков, поделок, фотоальбомов, презентаций;
- оформление и благоустройство групповых помещений и участков;
- пополнение материалами мини-музеев детского сада;
- совместные праздники, экскурсии, соревнования;
- городские смотры-конкурсы.
Помощь родителей в совместной деятельности вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. Общаясь с родителями, детьми, сотрудниками детского сада, подражая им, ребёнок усваивает нормы и правила социального поведения.
Тип программы - адаптированная (модифицированная).
Классификация:
- по форме содержания, организации – интегрированная;
- по целевому обеспечению – познавательная, социализированная;
- по педагогическим функциям – воспитательная.
Цель программы – воспитание у детей дошкольного возраста нравственности и патриотизма посредством знакомства с родным городом, его историей, культурой, природным окружением.
Задачи программы:
- Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, городу.
- Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
- Формировать желание интересоваться историей и культурой родного города.
- Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Учить видеть историю вокруг себя, в исторических домах, которые нас окружают, в предметах быта, названиях улиц, городов.
- Формировать гражданственность, чувство любви к малой родине и гордости за неё на основе изучения военной истории, стремление быть смелым и отважным; воспитывать уважение к воинам, желание защищать свою Родину.
- Развивать способность воспринимать и анализировать произведения художественной литературы, живописи, музыки, театра, кино, архитектуры.
- Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас.
Условия для реализации программы
В методическом кабинете собран материал по темам:
- «К русскому крестьянину в гости» (предметы быта русского народа);
- «Бабушкины секреты» (вышивка, вязание, куклы, русские костюмы, кокошники, кушаки, полотенца, тематические альбомы и прочие). Из-за отсутствия условий (свободных помещений), мини – музеи устраиваются в музыкальном зале.
- Зона театрализованной деятельности в групповых помещениях, музыкальном зале (различные виды театров: настольный, пальчиковый, кукольный, уголки ряженья п пр.).
- «музыкальная гостиная», включающая пособия, игры, народные костюмы для взрослых и детей, атрибуты к праздникам и занятиям по методике «Путешествие в прекрасное»;
- мир природы: экологическая тропа, цветники, огород, уголки природы в группах, центры экспериментирования, дидактические игры и пособия;
- библиотека: художественная, краеведческая и историческая литература для детей и взрослых, материал по устному народному творчеству, картотека подвижных народных игр, викторин;
- наглядный материал по народно-прикладному искусству;
- уголок боевой славы: материалы о героях г. Ростова, прославившихся во время Великой отечественной войны, альбомы, папки передвижки с материалами о военных действиях, фотоальбомы, экспонаты военной тематики.
Цель программы: воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере традиций и обычаев, трудолюбия, любви к родному краю.
Задачи:
- формировать гражданскую позицию, основанную на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;
- формировать нравственные идеалы на основе духовных и культурно-исторических ценностей Ярославского края и города Ростова;
- знакомить с профессиями людей, родителей;
- воспитывать доброжелательное отношение к живой природе родного города;
- обогащать и развивать знания детей о литературе и искусстве на основе культурного наследия Ярославской области, города Ростова;
- помогать в изучении истории Ростовского края и во взаимосвязи с культурой и историей России.
Особенности построения образовательного процесса с учетом регионального компонента
Принцип построения содержания образовательного процесса
- комплексно-тематическое планирование;
- поэтапность обогащения знаний и формирования эмоций детей (знаний о том, к чему ребенок уже успел привязаться, полюбить: о его собственном доме, детском саде, улице, на которой живет, микрорайоне и городе, стране);
- спиралеобразная, а не линейная подача сведений о родном крае (темы повторяются в каждой возрастной группе с расширением программных задач).
Формы организации образовательного процесса:
·Совместная деятельность детей и взрослых.
·Индивидуальные и групповые беседы.
·Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
·Интегрированные занятия.
·Экскурсии, видеоэкскурсии.
·Творческие вечера.
·Посещение музеев, выставок, библиотеки, Дома творчества и др.
·Чтение художественной литературы
Используемые методы:
·формирование нравственных представлений, суждений, оценок;
·организация практического опыта поведения;
·стимулирование.
Интеграция образовательных областей с учетом регионального компонента
Коммуникативно-личностное развитие |
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять, учить строить высказывания |
Познавательное и речевое развитие |
Поощрять попытку делиться с педагогами и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставок, детских спектаклей) |
Художественно-эстетическое развитие |
Знакомить детей с произведениями ростовских и ярославских поэтов и писателей: Г.Петуховой, В.Белова, А.Яшина, Н. Рубцова, Е. Лялиной, О.Фокиной, Птицина и др.Начать знакомить детей с архитектурой г. Ростова. Уточнять и закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры, библиотеки, школы, детские сады, административные здания и др.Познакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Дать представление о Ростовской росписи по эмали «Финифти»; познакомить с гармонью и балалайкой.Учить выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, знать и называть материалы для разных видов художественной деятельности. |
Физическое развитие |
Продолжать знакомить детей с народными играми Ростовской земли.Приучать детей самостоятельно организовывать подвижные игры на прогулках, используя маски, шапочки, имеющееся физкультурное оборудование.Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нудно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде.Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься. |